Антикоррупционная политика и обеспечение безопасности экономической деятельности
GRI 2-25, 2-26
Система реализации Антикоррупционной политики
В 2024 году в Обществе действовала Антикоррупционная политика ПАО «Россети Юг»
Ключевые принципы Антикоррупционной политики:
- соответствие Антикоррупционной политики действующему законодательству в области противодействия коррупции и общепринятым нормам;
- соблюдение законных прав и интересов заинтересованных лиц, работников Общества, защита деловой репутации Общества, партнеров и иных заинтересованных лиц, режима конфиденциальности при осуществлении антикоррупционных мероприятий;
- личный пример руководства при формировании культуры нетерпимости к коррупции и создании внутриорганизационной системы предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции;
- ответственность и неотвратимость наказания для работников Общества вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений;
- постоянный контроль и регулярный мониторинг эффективности внедренных антикоррупционных процедур.
В 2024 году разработаны и актуализированы следующие нормативные документы:
- разработан и утвержден План противодействия коррупции на 2024 год (приказ от 16 января 2024 года № 20);
- актуализированы Положение об урегулировании конфликта интересов в ПАО «Россети Юг», Положение о комиссии ПАО «Россети Юг» по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов (приказ от 5 декабря 2024 года № 729).
Принятые в целях профилактики и противодействия коррупции документы доводятся до сведения работников в обязательном порядке.
Общество обеспечивает публичность своих антикоррупционных мер, размещает на официальном сайте документы и информацию по вопросам противодействия коррупции, в том числе Антикоррупционную политику и Кодекс корпоративной этики и должностного поведения работников Общества.
Оценка и мониторинг рисков коррупции
GRI 205-2
С целью обеспечения единого подхода к разработке и внедрению мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, в Обществе организуется процесс управления коррупционными рисками.
В Обществе утверждена Методика оценки и мониторинга рисков (приказ от 15 января 2024 года № 15), в рамках которой осуществляется оценка и мониторинг риска «Совершение преступления коррупционной направленности работниками Общества». Ежеквартально актуализируется паспорт риска «Совершение преступления коррупционной направленности работниками Общества», а также осуществляется работа по мониторингу оценки рисков, актуализации паспортов рисков, формированию отчета об исполнении Плана мероприятий по управлению рисками.
По итогам 2024 года все запланированные мероприятия исполнены в установленные сроки. В соответствии с требованиями Антикоррупционной политики, протокольными решениями совместного совещания руководителей подразделений безопасности, внутреннего контроля и управления рисками, а также внутреннего аудита в 2024 году проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности в филиалах ПАО «Россети Юг», ревизионные проверки ДЗО ПАО «Россети Юг», ЧУ ДПО «Межрегиональный энергетический институт Юга», АНО «Южный межрегиональный центр квалификации электроэнергетики».
В результате проведенных проверочных мероприятий выявленные нарушения и недостатки отражены в актах и доведены до объектов проверок. В целях устранения выявленных нарушений и недостатков объектами проверок разрабатываются планы корректирующих мероприятий, в которых закреплены ответственные за контроль хода исполнения, а также ответственные исполнители и сроки исполнения по каждому пункту.
Показатели | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
Количество проверочных мероприятий, проведенных с участием ПБ филиалов в сфере финансово-хозяйственной деятельности по выявлению, предотвращению и возмещению (погашению) ущерба, шт. | 643 | 675 | 785 |
Антикоррупционный контроль этапов закупочной деятельности (рассмотрение аналитических записок, вопросов, выносимых на заседания центрального закупочного органа (центральной конкурсной комиссии), проведение антикоррупционной экспертизы проектов договоров, проверка участников закупок на возможную аффилированность с работниками Общества, шт. | 4 789 | 4 592 | 4 720 |
Рассмотрено обращений, поступивших на горячую линию, о возможных фактах коррупции и мошенничества | 3 | 2 | 1 |
Предотвращенный материальный ущерб по результатам проведенной работы, млн руб. | 428,31 | 301,24 | 165,7 |
Доля работников службы безопасности, прошедших подготовку по вопросам политики Общества в области прав человека или конкретных процедур и их применения в области безопасности, % | 7 | 6 | 3 |
Рассмотрение и разрешение информации о возможных фактах коррупции
GRI 205-3
С целью определения единого механизма по организации приема, рассмотрения и разрешения обращений работников ПАО «Россети Юг», контрагентов и иных физических и юридических лиц о возможных фактах коррупции в Обществе действует Порядок приема и рассмотрения обращений заявителей (работников, контрагентов ПАО «Россети Юг», иных физических и юридических лиц) о возможных фактах коррупции

В Обществе осуществляется прием, регистрация и учет поступивших обращений, обеспечивается конфиденциальность и сохранность данных, полученных от заявителя, а также предусмотрена персональная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за разглашение полученных сведений.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов
GRI 2-15
С целью ограничения влияния частных интересов, личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения Общество осуществляет меры по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с Положением об урегулировании конфликта интересов в ПАО «Россети Юг» в Обществе устанавливается трехуровневая система раскрытия сведений о наличии конфликта интересов:
- первоначальное раскрытие сведений о наличии конфликта интересов при приеме на работу / переводе на другую должность;
- ежегодное раскрытие сведений о наличии конфликта интересов по состоянию на 31 декабря соответствующего года;
- уведомления от работников о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Первоначальное раскрытие сведений о наличии конфликта интересов обеспечивает проверку задекларированных сведений и подготовку соответствующего заключения о проведении проверки кандидата, претендующего на замещение должности, что позволяет предотвратить возникновение новых, ранее не учтенных предконфликтных ситуаций в Обществе.
В 2024 году проведены проверки предоставленных кандидатами материалов, подготовлено 738 заключений по наличию/отсутствию конфликта интересов кандидатов на занятие вакантных должностей (при приеме на работу / переводе) в Общество. По фактам возможного конфликта интересов и предконфликтной ситуации работников Общества проведено 37 дополнительных проверок при подготовке заключений по наличию/отсутствию конфликта интересов кандидатов на занятие вакантных должностей, запрошены дополнительные сведения в отношении кандидатов и лиц, состоящих с ними в близком родстве или свойстве. Ситуаций, требующих урегулирования, не установлено.
Ежегодное раскрытие сведений по состоянию на 31 декабря отчетного года позволяет выявить предконфликтные ситуации или инциденты. Под инцидентами понимаются сведения, свидетельствующие о возможном сокрытии информации, способствующие возникновению личной заинтересованности работника.
В соответствии с Антикоррупционной политикой и Положением в Обществе проведены мероприятия по ежегодному декларированию конфликта интересов работников ПАО «Россети Юг» и ДЗО ПАО «Россети Юг» с использованием подсистемы электронного декларирования автоматизированной системы анализа и сбора информации о бенефициарах.
Количество лиц, обязанных ежегодно декларировать потенциальный конфликт интересов, по состоянию на 31 декабря 2023 года составило 2 166 человек в ПАО «Россети Юг» и ДЗО ПАО «Россети Юг».
Результаты ежегодного декларирования рассмотрены и утверждены на заседании Комиссии ПАО «Россети Юг» по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов (протокол от 11 апреля 2024 года № 16), а также на заседании Центральной комиссии ПАО «Россети» по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов (протокол от 21 мая 2024 года № 2024/1), замечания отсутствуют.
В целях исключения случаев возникновения личной заинтересованности по каждому уведомлению проведена оценка изложенных фактов. Изучены дополнительные материалы и документы. Ситуации поставлены на контроль.
Меры по предупреждению и профилактике коррупции при взаимодействии с партнерами и контрагентами
Основными мероприятиями осуществления проверок являются обоснованность и эффективность расходования денежных средств Общества (при формировании начальной (максимальной) цены закупки) на стадии формирования технического задания, а также контроль подготовки отчетов об оценке, соответствия участников и их коммерческих предложений требованиям технических заданий, конкурсной (закупочной) документации.
В целях уменьшения репутационных рисков, снижения количества жалоб и обращений потенциальных контрагентов в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) осуществляется контроль за правомерностью отклонения участников закупок.
Особое внимание уделяется внеплановым закупкам, закупкам у единственного поставщика, проверка осуществляется на предмет альтернативности закупаемых товаров (работ, услуг).
При проведении закупочных процедур по итогам 2024 года прошли проверку и согласование 646 технических заданий.
В результате проведенных проверочных мероприятий 56 технических заданий, или 8,67 % от общего количества, возращены на доработку инициатору по причинам отсутствия обоснования проведения закупочных процедур, нарушения предусмотренного порядка ценообразования, несоответствия утвержденным типовым формам.
По итогам 2024 года прошли проверку и согласование 1 347 отчетов об оценке и аналитических записок.
В результате проведенных проверочных мероприятий 156 отчетов об оценке и аналитических записок, или 11,6 % от общего количества закупок, не согласованы, возвращены на доработку инициатору.
Несогласованные отчеты об оценке и аналитические записки возвращаются на доработку, инициатор устраняет выявленные замечания либо выносит вопрос на закупочную комиссию о необходимости признания закупочной процедуры несостоявшейся и проведении ее повторно. После устранения замечаний все материалы проходят повторное согласование.
В результате проведенной работы по итогам 2024 года снижена начальная (максимальная) цена при проведении закупочных процедур на 99,6 млн руб., включая переторжки и преддоговорные переговоры.
В Обществе за 2024 год прошли проверку и согласование не менее 2 730 договоров и дополнительных соглашений на предмет наличия антикоррупционной оговорки, корректного раскрытия информации о цепочке собственников контрагента (включая конечных бенефициаров), выявления конфликта интересов, предконфликтной ситуации и иных злоупотреблений, связанных с занимаемыми в Обществе должностями.
Имеющие замечания договоры и дополнительные соглашения отклоняются на доработку для устранения нарушений. После устранения замечаний все договоры проходят повторное согласование.
В целях обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, в том числе исключения конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемой должностью, в рамках проверки участников закупки / контрагентов Общества, проводится работа по раскрытию структуры собственников контрагентов, включая бенефициаров, в том числе конечных.
В 2024 году проверен, в том числе на достоверность и полноту информации о собственниках контрагентов, и загружен в автоматизированную систему «Анализ и сбор информации о бенефициарах» 25 221 доходный и расходный договор, из которых договоров с раскрытием цепочки собственников
Участие в инициативах по противодействию и профилактике коррупции
В 2024 году Обществом принято участие в организации единого подхода к осуществлению работы по раскрытию информации о структуре собственников контрагентов, по предупреждению и выявлению конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемыми в ПАО «Россети», ДО ПАО «Россети» и их дочерних и зависимых обществах должностями.
В Обществе на регулярной основе проводится обновление нормативной правовой базы, консультирование и обучение работников.
В Обществе организована работа по проведению ежегодного анкетирования. Работникам были предложены вопросы, касающиеся этики, осведомленности о личной ответственности и общем вкладе каждого работника в противодействие коррупции, а также выявления недостатков в работе по профилактике коррупции.
По результатам проведенного анкетирования установлено, что большинство работников Общества знакомы с антикоррупционным законодательством, руководствуются нормами Антикоррупционной политики, Кодексом корпоративной этики и должностного поведения и считают, что проводимые в Обществе процедуры и мероприятия в области предупреждения коррупции являются действенными.
Задачи на 2025 год и среднесрочную перспективу
В 2025 году Обществом запланированы следующие ключевые задачи в области реализации Антикоррупционной политики:
- организация проведения мероприятий, направленных на реализацию Антикоррупционной политики в соответствии с Планом противодействия коррупции;
- организация проведения мероприятий по ежегодному декларированию конфликта интересов работников Общества. Подготовка и вынесение отчета о проведении декларационных мероприятий по конфликту интересов на рассмотрение Комиссии по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов;
- организация самооценки эффективности антикоррупционных мер в Обществе при взаимодействии с представителями Торгово-промышленной палаты (ТПП) Российской Федерации по вопросам участия в Антикоррупционной хартии российского бизнеса путем подачи декларации о соответствии требований Антикоррупционной хартии российского бизнеса в ТПП Российской Федерации;
- усиление контроля за соблюдением работниками требований антикоррупционного законодательства и требований Антикоррупционной политики ПАО «Россети Юг»;
- ежемесячная организация сбора, анализа, проверка информации в отношении всей цепочки собственников контрагентов, включая бенефициаров (в том числе конечных), а также сведений о составе исполнительных органов, направление сводной отчетности в ПАО «Россети»;
- совершенствование работы по формированию культуры нулевой толерантности коррупции в Обществе и при взаимодействии с партнерами и контрагентами.
Основная цель реализуемых Обществом антикоррупционных