Годовой отчет ПАО «Россети Юг» за 2024 г.

Антикоррупционная политика и обеспечение безопасности экономической деятельности

GRI 2-25, 2-26

Система реализации Антикоррупционной политики

В 2024 году в Обществе действовала Антикоррупционная политика ПАО «Россети Юг» (далее – Антикоррупционная политика), соответствующая всем действующим требованиям российского законодательства в области профилактики и противодействия коррупции.

Ключевые принципы Антикоррупционной политики:
  • соответствие Антикоррупционной политики действующему законодательству в области противодействия коррупции и общепринятым нормам;
  • соблюдение законных прав и интересов заинтересованных лиц, работников Общества, защита деловой репутации Общества, партнеров и иных заинтересованных лиц, режима конфиденциальности при осуществлении антикоррупционных мероприятий;
  • личный пример руководства при формировании культуры нетерпимости к коррупции и создании внутриорганизационной системы предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции;
  • ответственность и неотвратимость наказания для работников Общества вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений;
  • постоянный контроль и регулярный мониторинг эффективности внедренных антикоррупционных процедур.
В 2024 году разработаны и актуализированы следующие нормативные документы:
  • разработан и утвержден План противодействия коррупции на 2024 год (приказ от 16 января 2024 года № 20);
  • актуализированы Положение об урегулировании конфликта интересов в ПАО «Россети Юг», Положение о комиссии ПАО «Россети Юг» по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов (приказ от 5 декабря 2024 года № 729).

Принятые в целях профилактики и противодействия коррупции документы доводятся до сведения работников в обязательном порядке.

Общество обеспечивает публичность своих антикоррупционных мер, размещает на официальном сайте документы и информацию по вопросам противодействия коррупции, в том числе Антикоррупционную политику и Кодекс корпоративной этики и должностного поведения работников Общества.

Оценка и мониторинг рисков коррупции

GRI 205-2

С целью обеспечения единого подхода к разработке и внедрению мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, в Обществе организуется процесс управления коррупционными рисками.

В Обществе утверждена Методика оценки и мониторинга рисков (приказ от 15 января 2024 года № 15), в рамках которой осуществляется оценка и мониторинг риска «Совершение преступления коррупционной направленности работниками Общества». Ежеквартально актуализируется паспорт риска «Совершение преступления коррупционной направленности работниками Общества», а также осуществляется работа по мониторингу оценки рисков, актуализации паспортов рисков, формированию отчета об исполнении Плана мероприятий по управлению рисками.

По итогам 2024 года все запланированные мероприятия исполнены в установленные сроки. В соответствии с требованиями Антикоррупционной политики, протокольными решениями совместного совещания руководителей подразделений безопасности, внутреннего контроля и управления рисками, а также внутреннего аудита в 2024 году проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности в филиалах ПАО «Россети Юг», ревизионные проверки ДЗО ПАО «Россети Юг», ЧУ ДПО «Межрегиональный энергетический институт Юга», АНО «Южный межрегиональный центр квалификации электроэнергетики».

В результате проведенных проверочных мероприятий выявленные нарушения и недостатки отражены в актах и доведены до объектов проверок. В целях устранения выявленных нарушений и недостатков объектами проверок разрабатываются планы корректирующих мероприятий, в которых закреплены ответственные за контроль хода исполнения, а также ответственные исполнители и сроки исполнения по каждому пункту.

Результаты 2024 года в области противодействия коррупции

Показатели

2022

2023

2024

Количество проверочных мероприятий, проведенных с участием ПБ филиалов в сфере финансово-хозяйственной деятельности по выявлению, предотвращению и возмещению (погашению) ущерба, шт.

643

675

785

Антикоррупционный контроль этапов закупочной деятельности (рассмотрение аналитических записок, вопросов, выносимых на заседания центрального закупочного органа (центральной конкурсной комиссии), проведение антикоррупционной экспертизы проектов договоров, проверка участников закупок на возможную аффилированность с работниками Общества, шт.

4 789

4 592

4 720

Рассмотрено обращений, поступивших на горячую линию, о возможных фактах коррупции и мошенничества

3

2

1

Предотвращенный материальный ущерб по результатам проведенной работы, млн руб.

428,31

301,24

165,7

Доля работников службы безопасности, прошедших подготовку по вопросам политики Общества в области прав человека или конкретных процедур и их применения в области безопасности, %

7

6

3

Рассмотрение и разрешение информации о возможных фактах коррупции

GRI 205-3

С целью определения единого механизма по организации приема, рассмотрения и разрешения обращений работников ПАО «Россети Юг», контрагентов и иных физических и юридических лиц о возможных фактах коррупции в Обществе действует Порядок приема и рассмотрения обращений заявителей (работников, контрагентов ПАО «Россети Юг», иных физических и юридических лиц) о возможных фактах коррупции (далее – Порядок).На корпоративном сайте Компании функционирует раздел «Противодействие коррупции», содержащий актуальную информацию о направлениях деятельности в области противодействия коррупции, телефоны горячей линии и иные способы направления обращений о возможных фактах коррупции.

Управление персоналом

В Обществе осуществляется прием, регистрация и учет поступивших обращений, обеспечивается конфиденциальность и сохранность данных, полученных от заявителя, а также предусмотрена персональная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за разглашение полученных сведений.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов

GRI 2-15

С целью ограничения влияния частных интересов, личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения Общество осуществляет меры по выявлению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с Положением об урегулировании конфликта интересов в ПАО «Россети Юг» в Обществе устанавливается трехуровневая система раскрытия сведений о наличии конфликта интересов:
  • первоначальное раскрытие сведений о наличии конфликта интересов при приеме на работу / переводе на другую должность;
  • ежегодное раскрытие сведений о наличии конфликта интересов по состоянию на 31 декабря соответствующего года;
  • уведомления от работников о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Первоначальное раскрытие сведений о наличии конфликта интересов обеспечивает проверку задекларированных сведений и подготовку соответствующего заключения о проведении проверки кандидата, претендующего на замещение должности, что позволяет предотвратить возникновение новых, ранее не учтенных предконфликтных ситуаций в Обществе.

В 2024 году проведены проверки предоставленных кандидатами материалов, подготовлено 738 заключений по наличию/отсутствию конфликта интересов кандидатов на занятие вакантных должностей (при приеме на работу / переводе) в Общество. По фактам возможного конфликта интересов и предконфликтной ситуации работников Общества проведено 37 дополнительных проверок при подготовке заключений по наличию/отсутствию конфликта интересов кандидатов на занятие вакантных должностей, запрошены дополнительные сведения в отношении кандидатов и лиц, состоящих с ними в близком родстве или свойстве. Ситуаций, требующих урегулирования, не установлено.

Ежегодное раскрытие сведений по состоянию на 31 декабря отчетного года позволяет выявить предконфликтные ситуации или инциденты. Под инцидентами понимаются сведения, свидетельствующие о возможном сокрытии информации, способствующие возникновению личной заинтересованности работника.

В соответствии с Антикоррупционной политикой и Положением в Обществе проведены мероприятия по ежегодному декларированию конфликта интересов работников ПАО «Россети Юг» и ДЗО ПАО «Россети Юг» с использованием подсистемы электронного декларирования автоматизированной системы анализа и сбора информации о бенефициарах.

Количество лиц, обязанных ежегодно декларировать потенциальный конфликт интересов, по состоянию на 31 декабря 2023 года составило 2 166 человек в ПАО «Россети Юг» и ДЗО ПАО «Россети Юг».

Данные о работниках, подлежащих декларированию,  человек
523256330171241645Исполнительный аппаратПАО «Россети Юг»Филиал ПАО «Россети Юг» –«Волгоградэнерго»Филиал ПАО «Россети Юг» –«Астраханьэнерго»Филиал ПАО «Россети Юг» –«Ростовэнерго»Филиал ПАО «Россети Юг» –«Калмэнерго»ДЗО ПАО «Россети Юг»

Результаты ежегодного декларирования рассмотрены и утверждены на заседании Комиссии ПАО «Россети Юг» по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов (протокол от 11 апреля 2024 года № 16), а также на заседании Центральной комиссии ПАО «Россети» по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов (протокол от 21 мая 2024 года № 2024/1), замечания отсутствуют.

В целях исключения случаев возникновения личной заинтересованности по каждому уведомлению проведена оценка изложенных фактов. Изучены дополнительные материалы и документы. Ситуации поставлены на контроль.

Меры по предупреждению и профилактике коррупции при взаимодействии с партнерами и контрагентами

Основными мероприятиями осуществления проверок являются обоснованность и эффективность расходования денежных средств Общества (при формировании начальной (максимальной) цены закупки) на стадии формирования технического задания, а также контроль подготовки отчетов об оценке, соответствия участников и их коммерческих предложений требованиям технических заданий, конкурсной (закупочной) документации.

В целях уменьшения репутационных рисков, снижения количества жалоб и обращений потенциальных контрагентов в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) осуществляется контроль за правомерностью отклонения участников закупок.

Особое внимание уделяется внеплановым закупкам, закупкам у единственного поставщика, проверка осуществляется на предмет альтернативности закупаемых товаров (работ, услуг).

При проведении закупочных процедур по итогам 2024 года прошли проверку и согласование 646 технических заданий.

В результате проведенных проверочных мероприятий 56 технических заданий, или 8,67 % от общего количества, возращены на доработку инициатору по причинам отсутствия обоснования проведения закупочных процедур, нарушения предусмотренного порядка ценообразования, несоответствия утвержденным типовым формам.

По итогам 2024 года прошли проверку и согласование 1 347 отчетов об оценке и аналитических записок.

В результате проведенных проверочных мероприятий 156 отчетов об оценке и аналитических записок, или 11,6 % от общего количества закупок, не согласованы, возвращены на доработку инициатору.

Несогласованные отчеты об оценке и аналитические записки возвращаются на доработку, инициатор устраняет выявленные замечания либо выносит вопрос на закупочную комиссию о необходимости признания закупочной процедуры несостоявшейся и проведении ее повторно. После устранения замечаний все материалы проходят повторное согласование.

В результате проведенной работы по итогам 2024 года снижена начальная (максимальная) цена при проведении закупочных процедур на 99,6 млн руб., включая переторжки и преддоговорные переговоры.

В Обществе за 2024 год прошли проверку и согласование не менее 2 730 договоров и дополнительных соглашений на предмет наличия антикоррупционной оговорки, корректного раскрытия информации о цепочке собственников контрагента (включая конечных бенефициаров), выявления конфликта интересов, предконфликтной ситуации и иных злоупотреблений, связанных с занимаемыми в Обществе должностями.

Имеющие замечания договоры и дополнительные соглашения отклоняются на доработку для устранения нарушений. После устранения замечаний все договоры проходят повторное согласование.

В целях обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, в том числе исключения конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемой должностью, в рамках проверки участников закупки / контрагентов Общества, проводится работа по раскрытию структуры собственников контрагентов, включая бенефициаров, в том числе конечных.

В 2024 году проверен, в том числе на достоверность и полноту информации о собственниках контрагентов, и загружен в автоматизированную систему «Анализ и сбор информации о бенефициарах» 25 221 доходный и расходный договор, из которых договоров с раскрытием цепочки собственников контрагентов – 2 730 шт., учтено бенефициаров – 1 934 шт.

Участие в инициативах по противодействию и профилактике коррупции

В 2024 году Обществом принято участие в организации единого подхода к осуществлению работы по раскрытию информации о структуре собственников контрагентов, по предупреждению и выявлению конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемыми в ПАО «Россети», ДО ПАО «Россети» и их дочерних и зависимых обществах должностями.

В Обществе на регулярной основе проводится обновление нормативной правовой базы, консультирование и обучение работников.

В Обществе организована работа по проведению ежегодного анкетирования. Работникам были предложены вопросы, касающиеся этики, осведомленности о личной ответственности и общем вкладе каждого работника в противодействие коррупции, а также выявления недостатков в работе по профилактике коррупции.

По результатам проведенного анкетирования установлено, что большинство работников Общества знакомы с антикоррупционным законодательством, руководствуются нормами Антикоррупционной политики, Кодексом корпоративной этики и должностного поведения и считают, что проводимые в Обществе процедуры и мероприятия в области предупреждения коррупции являются действенными.

Задачи на 2025 год и среднесрочную перспективу

В 2025 году Обществом запланированы следующие ключевые задачи в области реализации Антикоррупционной политики:
  • организация проведения мероприятий, направленных на реализацию Антикоррупционной политики в соответствии с Планом противодействия коррупции;
  • организация проведения мероприятий по ежегодному декларированию конфликта интересов работников Общества. Подготовка и вынесение отчета о проведении декларационных мероприятий по конфликту интересов на рассмотрение Комиссии по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов;
  • организация самооценки эффективности антикоррупционных мер в Обществе при взаимодействии с представителями Торгово-промышленной палаты (ТПП) Российской Федерации по вопросам участия в Антикоррупционной хартии российского бизнеса путем подачи декларации о соответствии требований Антикоррупционной хартии российского бизнеса в ТПП Российской Федерации;
  • усиление контроля за соблюдением работниками требований антикоррупционного законодательства и требований Антикоррупционной политики ПАО «Россети Юг»;
  • ежемесячная организация сбора, анализа, проверка информации в отношении всей цепочки собственников контрагентов, включая бенефициаров (в том числе конечных), а также сведений о составе исполнительных органов, направление сводной отчетности в ПАО «Россети»;
  • совершенствование работы по формированию культуры нулевой толерантности коррупции в Обществе и при взаимодействии с партнерами и контрагентами.

Основная цель реализуемых Обществом антикоррупционных мероприятий – формирование среды, которая сводила бы к минимуму коррупционные проявления. От успешности решения этой задачи напрямую зависит деловая репутация Компании, ее восприятие партнерами и, как следствие, результаты финансово-экономической деятельности.